Close
Обратная связь
  • Ваше имя
  • Тема сообщения
  • Текст сообщения
  • Введите текст с картинки Картинка

Юридическая
фирма IPPRO

защита
интеллектуальных
прав в России и
за рубежом

Я произвожу ряд товаров, должен (обязан) ли я зарегистрировать свой товарный знак?

Регистрация товарного знака и связанное с ним получение исключительных прав на товарный знак – это не обязанность, а право производителя (юридического лица, или индивидуального предпринимателя).
В некоторых случаях при производстве, например, алкогольной продукции, законодательством предусмотрена обязанность производителя доказать свое право на использование определенных обозначений, которыми он маркирует свой товар, для получения дальнейших прав по введению товаров в гражданский оборот.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»:

Статья 12. Налогообложение и маркировка алкогольной продукции

Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган следующие документы:
- ……
- подтверждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;

3.1. Федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции:

1) наименование алкогольной продукции;
2) вид алкогольной продукции;
3) содержание этилового спирта;
4) объем алкогольной продукции в потребительской таре;
5) наименование производителя алкогольной продукции;
6) местонахождение производителя алкогольной продукции;
7) страна происхождения алкогольной продукции;
8) подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности;
9) подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака.

Таким образом, при отсутствии прав на использование товарного знака, вам не удастся получить акцизные марки для произведенной вами алкогольной продукции, и, как следствие, не получится ввести законно произведенную продукцию в гражданский оборот.
Основанием правомерности использования товарного знака является его правомерное использование непосредственно правообладателем, либо лицом, которому право на использование товарного знака передано, например, по лицензионному договору.
То есть, если вы не хотите, вы можете не регистрировать свой товарный знак для маркировки им своей продукции, но если закон не позволит вам вводить такую продукцию в гражданский оборот, то каков смысл его производить? Одно дело, если обозначение, которым вы маркируете свою продукцию, не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, по основаниям, изложенным в Законе, например, не подлежат регистрации в качестве товарного знака обозначения «Водка особая», «Люкс», и т.д. На такие обозначения требований о предоставлении сведений о праве на товарный знак не поступит. Если же вы хотите для индивидуализации своей продукции использовать оригинальное, действительно индивидуализирующее именно вашу продукцию обозначение, такое как «Путинка», «Парламент», «Фортуна» и т.д., то вам регистрация товарного знака или получение права использования такого названия понадобится.
Вообще говоря, повторюсь, регистрация товарного знака – это право, а не обязанность.

В отношении же большинства товаров регистрация товарного знака не является обязательным условием его нормального функционирования в гражданском обороте.
Если вы производите молоко под названием «Молоко», или масло под названием «Масло», и т.д., то зарегистрировать в качестве товарного знака вы такие названия не можете. Вы можете зарегистрировать в качестве товарного знака этикетку вашего продукта, дизайн упаковки, но будут ли они, при отсутствии на ней оригинального, запоминающегося названия индивидуализировать именно вас – это вопрос. Люди в основном общаются вербально, то есть при помощи слов и, как следствие, передают друг другу сообщения о товарах и услугах, посредством упоминания их названий:
«Купил костюм в магазине «Зара»
«Подари мне конфеты «Коркунов»
и т.д.

Успех многих товаров связан не только с их качеством, грамотным маркетингом, но и в большой степени зависит он звучного, запоминающегося названия. А такие названия нужно непременно регистрировать в качестве товарных знаков и непременно защищать их от всевозможных посягательств иных лиц.

Что дает вам регистрация какого-либо названия (а также дизайна этикетки, упаковки, слогана, элементов фирменного стиля) в качестве товарных знаков (или промышленных образцов в отношении дизайна)? Она дает вам право монопольно использовать исключительные права на зарегистрированный объект и запрещать всем прочим использовать тождественные или сходные до степени смешения обозначения в отношении однородных товаров.

С другой стороны, если вы подобрали для производимой вами продукции интересное название и без проверки начали его применять для маркировки своих товаров, то можно получить неприятные последствия.
Если у этого названия уже имеется законный правообладатель, зарегистрировавший такое же или похожее обозначение, то он может потребовать прекращения нарушения своих прав. Как известно «незнание законов не освобождает от ответственности». Применительно к рассматриваемому вопросу, то, что вы не знали о наличии прав на данное обозначение у иных лиц, не освободит вас от ответственности за незаконное использование чужого товарного знака.

В соответствии с п.1 ст. 1229 ГК РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, коммерческого обозначения, фирменного наименования) если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом и другими законами.

Мы рекомендуем регистрировать в качестве товарных знаков оригинальные названия продукции, логотип предприятия-производителя, оригинальный дизайн изделий, дизайн упаковки, этикетки; всё – что может помочь потребителям отличать вашу продукцию от аналогичной продукции других лиц.