Товарный знак и торговая марка – определения одного порядка, но с некоторыми нюансовыми различиями. Причем эмблема торговая – понятие более емкое, нежели торговая эмблема.
По действующему российскому Закону № 44-ФЗ, регламентирующему контрактную и аукционную закупку товаров, указание на товарный знак не допускается, как приводящее к ограничению ассортимента закупаемой продукции. Указание товарного знака в конкурсной (аукционной) документации допустимо лишь на сопутствующую продукцию, не являющуюся предметом контракта. Дополнительно в описании предмета контрактной (аукционной) закупки должно присутствовать словосочетание «…эквивалент товара под торговым знаком …». Данное требование не обязательно при приобретении запчастей, выпускаемых для ремонта продукции с конкретным товарным знаком (определенного торгового бренда).
Под «фирменным товарным знаком», понимается фирменное наименование продукции или услуги, позволяющее идентифицировать производителя. Для приобретения полной функциональности фирменный товарный знак регистрируется Роспатентом, где заносится в действующий реестр товарных знаков. Только в этом случае товарный знак обладает охранной функцией.
Еще в декабре 2002 года начало действовать дополнение к Федеральному Закону (ФЗ) о товарных знаках, значительно расширившее права держателей товарных знаков, и накладывающее более строгие ограничения на регистрацию и клеймение продукции различными идентификаторами, включая товарные знаки. Благодаря новым законодательным постулатам изменился подход Роспатента в решении споров, возникающих при противоречии фирменного названия и соответствующего товарного знака. Сегодня фирменное наименование идентифицирует изготовителя, а товарный знак является средством индивидуализации продукции.
Основными функциями товарного знака являются: отличительная, индивидуализирующая, рекламная и стимулирующая. Помимо основных функций в законе о товарных знаках имеются и другие функциональности особенности этого идентифицирующего обозначения.