Географическое указание и наименование места происхождения товара: сходства и различия
Знаете ли вы, какой из объектов интеллектуальной собственности, указанный в законодательстве нашей страны – самый юный? Географические указания введены в Гражданский кодекс с 27 июля 2020 года. У географических указаний (ГУ) много общего с наименованием места происхождения товара (НМПТ), – и для одного, и для другого согласно ГК РФ применяются одни и те же правила. Однако существуют и отличия, иначе введение понятия «географическое указание» и вовсе было бы бессмысленным. В частности, к регистрации географического указания выдвигаются не столь жесткие требования, как к НМПТ.
Географическое указание - любое обозначение, которое определяет товар по территории его появления и сразу же позволяет потребителю распознать свойства товара (например, его качество) как характерные для указанной территории. При этом достаточно, чтобы на территории, обозначенной в качестве географического указания, осуществлялся хотя бы один из этапов производства товара, оказывающий влияние на его характеристики.
Наименование места происхождения товара включает в себя название страны, города или поселка, любого другого географического объекта, обладающего особыми природными условиями или человеческими ресурсами, благодаря которым товар приобретает свои особые свойства. Когда речь идет про НМПТ, это значит, что все стадии производства должны проходить на территории указанного географического объекта.
Обладать ГУ и НМПТ могут сразу несколько юридических лиц, производящих свою продукцию в рамках одного географического региона. Это связано с тем, что самым главным условием возникновения исключительных прав является присутствие у товаров свойств и характеристик, которые определяются территорией происхождения и указаны в свидетельствах о государственной регистрации. Соответственно, обладателем прав на эти объекты интеллектуальной собственности может стать любое лицо, которое производит товары в соответствии с установленными требованиями.
Географическое указание и наименование места происхождения товара из тех объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые нельзя передать по договору об отчуждении или «поделиться» по лицензионному договору. Их ценность – в защите репутации вашего товара, поддержании его имиджа. Срок действия исключительных прав и на ГУ, и на НМПТ составляет десять лет с даты регистрации и может быть продлен на последующие десять лет сколько угодно раз. Прекращается правовая охрана в том случае, если исчезнут характерные для географического объекта условия, и товары с нужными характеристиками производить станет невозможно.
Заявки на регистрацию наименования места происхождения товара подавались и подаются в Роспатент довольно редко, а зарегистрированных географических указаний и вовсе пока что немного. Примеры зарегистрированных НМПТ известны всем – уникальность товаров в этом случае неразрывно связана в представлении потребителя с местом производства: «Ессентуки», «Тульские пряники», «Астраханские арбузы», «Адыгейский сыр» и «Башкирский мед». Примеры зарегистрированных географических указаний: «Дагомысчай», «Тюменский пломбир», «Семигорье», «Майкопская водка», «Новороссийский цемент».
Читайте еще:
Ох… прекрасные новости: LG подал новую заявку на товарный знак Кубань: географическое указание или товарный знак? Банк «Точка» не может зарегистрировать название как товарный знак Рейтинг патентной активности: итоги полугодия от Роспатента Hyundai подал в Роспатент 17 новых заявок на товарные знакиРегистрация товарных знаков
просто свяжитесь с нами
+7 (861) 278-51-26, kr@ipprolaw.com
Есть вопросы? Задайте их нам!
Звоните по нашему номеру +7 (861) 278-51-26 или заполните форму ниже и мы вам перезвоним!