Не словом единым
Когда речь заходит о регистрации товарного знака для продукции или услуг, у многих складывается впечатление, что товарный знак — это всегда слово и картинка. Однако на самом деле зарегистрировать в качестве товарного знака можно практически все, что угодно, ведь средством индивидуализации товара может служить не только название и изображение, но и особый цвет, звук и даже… вкус и запах!
В статье 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации сказано, что «в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации». А что это означает на практике? Что вы можете зарегистрировать в качестве товарного знака, чтобы вас узнавали на любом уровне восприятия действительности?
1. Конечно же, слово. Или словосочетание. Или комбинацию слов, фразу, стихотворную строку, набор слов. Словесный товарный знак может быть выполнен в кириллице или латинице, запретов и ограничений на регистрацию слов из чужого языка в нашей стране на сегодняшний день нет. Это может быть слово, имеющее смысл в любом из языков или фантазийное, искусственное и не имеющее никакого смысла.
Интересный факт: в России товарные знаки, представляющие собой иероглифы или вязь, слова, написанные буквами грузинского, еврейского или греческого алфавита, относятся к изобразительным. В других странах изобразительными считаются товарные знаки, выполненные кириллицей.
2. Изображение. Здесь все просто – изобразительный товарный знак состоит из картинки. Без надписи. Изображение при этом может быть любым – от маленькой закорючки до красивой детальной картины на всю этикетку. Кстати, персонажи практически всех мультфильмов зарегистрированы в качестве изобразительных товарных знаков.
3. Комбинация слова и изображения – то самое, что многие подразумевают под словом «логотип». В комбинированный товарный знак можно включить и неохраняемый элемент, например, слово, которое может использовать на своем товаре любой производитель, но именно сочетание слова и картинки будет защищено от посягательств.
4. Объемные товарные знаки – бутылки и упаковки – могут быть зарегистрированы и в качестве товарного знака, и в качестве промышленного образца.
5. Звуковые товарные знаки – коротенькие мелодии, которые в дальнейшем вставят в рекламу, известные или, наоборот, редкие звуки, встречающиеся в природе, искусственные звуки. Например, компания Марс Инкорпорейтед зарегистрировала кошачье мурчание. Много звуковых товарных знаков принадлежит компании «Вимм-Билль-Данн» - мы слышим их в рекламе йогуртов, например, «Самое вкусное чудо».
6. Цвет в качестве товарного знака можно зарегистрировать в том случае, если есть возможность доказать его различительную способность. Потенциальный потребитель товара или услуги должен распознать производителя по цвету, не видя слов или иных подсказок. В качестве примера можно привести зеленый цвет Сбербанка, голубой оттенок Газпрома, розовый Vanish и фиолетовый цвет пачки кошачьего корма Whiskas.
7. Анимация или движущееся изображение – бегающие глазки, принадлежащие глазной клинике «Три-З», или светофор, меняющий цвет в зависимости от пробок на дорогах, у «Яндекса».
8. Световой товарный знак – как правило регистрируется для светящихся рекламных билбордов или других осветительных приборов.
9. Голограмма – редкий товарный знак, который используется, например, в финансовой сфере, для усиления защиты.
10. Вкусовой и обонятельный товарные знаки. Такие товарные знаки зарегистрировать достаточно сложно, ведь, кроме словесного описания запаха и вкуса, потребуется предоставить формулу химического соединения, описать состав и многое другое. Успешных вкусовых товарных знаков крайне мало.
11. Осязательный товарный знак, в основном, является шрифтом Брайля и предназначен для распознавания незрячими и слабовидящими потребителями.
12. Позиционный товарный знак - обозначения, размещенные на строго определенной части товара. Например, полоски Adidas строго на середине козырька кепки.
Так что не словом единым, господа, и даже не словом и картинкой, можно подчеркнуть свою
индивидуальность.
Читайте еще:
На любом языке: Госдума отклонила запрет на латиницу в рекламе Любовь к родному языку: мнение потребителей о «русификации» товарных знаков «Правда всем», и пусть никто не уйдет: товарные знаки и неоднозначные шрифты «Я – русский»: что не так с заявкой Shaman'а на товарный знак Любовь к животным (домашним и не только) в товарных знакахРегистрация товарных знаков
просто свяжитесь с нами
+7 (861) 278-51-26, kr@ipprolaw.com
Есть вопросы? Задайте их нам!
Звоните по нашему номеру +7 (861) 278-51-26 или заполните форму ниже и мы вам перезвоним!