Все относительно, но что-то абсолютно: почему откажут в регистрации товарному знаку
Опубликовано 2025.09.24
Обновлено 2025.09.24Представьте ситуацию – вы точно знаете, что такого обозначения ни у кого нет, никто не использует ничего похожего, но ваш патентный поверенный почему-то убеждает вас, что товарный знак не будет зарегистрирован и вы просто впустую потратите свои деньги и время. Да еще и ссылается на непонятные абсолютные основания. Не хочет браться за трудную работу, не хочет бороться с экспертизой за регистрацию? Или же абсолютные основания – это действительно что-то непреодолимое и не зависящее от личного мнения эксперта?
Когда обозначению отказывают в регистрации из-за того, что оно похоже на чужой товарный знак, зарегистрированный для нужных вам классов МКТУ – это основание относительное. Один эксперт посчитает похожими обозначения «VALAGRO» и «ГЛАВАГРО», а другой допустит регистрацию обозначений «MONTANA» и «МАНТАНА» без вынесения уведомления. В относительных основаниях много «личного»: мнение эксперта о сходстве обозначений может отличаться от мнения патентного поверенного, несмотря на правила рассмотрения заявок, которыми руководствуются и те, и другие.
Абсолютные основания – это уже серьезно. Это значит, что знак не способен выполнять функцию индивидуализации товаров или услуг, и отказ в регистрации связан с несоответствием обозначения требованиям закона. Вывод об отказе эксперты делают на основании анализа самой заявки, без сравнения с другими зарегистрированными объектами. Итак, в каких случаях отказ практически неизбежен, и что об этом написано в статье 1483 ГК РФ «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака»?
1) Обозначение вошло во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) Обозначение является общепринятым символом и термином;
3) Обозначение характеризует товары, указывает на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) Обозначение представляет собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
5) Обозначение воспроизводит государственные символы и знаки, сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.
При этом, перечисленные выше элементы могут присутствовать в вашем заявляемом обозначении – но никак не доминируя, а только дополняя, и только в виде неохраняемого элемента. А что касается гербов и флагов – то только при согласии соответствующего компетентного государственного органа.
6) Обозначение вводит потребителя в заблуждение относительно производителя, места производства и сбыта, или свойствах продукта.
7) Обозначение является названием охраняемых объектов, например, заповедников, культурного наследия, объектов ЮНЕСКО, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах.
8) Обозначение противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали, то есть является непристойным, оскорбительным, жаргонным или имеющим в себе призывы к насилию.
Прислушайтесь к советам своего патентного поверенного: иногда понравившееся вам обозначение никто раньше не зарегистрировал в качестве товарного знака не потому, что никто до этого не додумался, а потому, что ну правда, нельзя! Нельзя по абсолютным основаниям, и в этом случае даже самый грамотно составленный ответ на предварительный отказ скорее всего не приведет экспертов к иным решениям. И помните о том, что пошлина, которую вы платите за прием и рассмотрение заявки, при отказе не возвращается, как бы вы ни были расстроены этим отказом.

Читайте еще:
«Личный бренд»: фамилии в качестве товарных знаков набирают популярность В 70 лет столько нового: как отмечаеот Роспатент свой юбилей 8 новых товарных знаков: откроются ли магазины 7-eleven в России? Больше товаров – больше пошлины: как изменится стоимость регистрации товарного знака с новым Постановлением Что делать, если получен отказ в регистрации товарного знака?
Регистрация товарных знаков
просто свяжитесь с нами
+7 (861) 278-51-26, kr@ipprolaw.com

Есть вопросы? Задайте их нам!
Звоните по нашему номеру +7 (861) 278-51-26 или заполните форму ниже и мы вам перезвоним!





