10 вопросов о товарных знаках: отвечаем быстро и честно


Каждый патентный поверенный ежедневно получает сотни вопросов, касающихся регистрации и использования товарного знака. При этом зачастую будущий правообладатель уверен, что и так знает верный ответ и хочет услышать подтверждение известной ему информации. Мы собрали 10 самых частых вопросов от предпринимателей и дали на них короткие, но максимально емкие ответы. Итак, сегодня вы узнаете наконец, что:
Вопрос 1: «Ушедшие бренды теперь можно зарегистрировать на свое имя?»
Ответ: Несмотря на серьезные изменения в мире, закон РФ не изменился. Если товарный знак «McDonald’s» зарегистрирован в России, повторить регистрацию нельзя. Даже для сходных до смешения знаков будет вынесено решение об отказе в регистрации.
Вопрос 2: «Если я подал заявку и оплатил пошлины, я точно получу решение о регистрации?»
Ответ: Подача заявки на регистрацию товарного знака – это только начало. Далее следует два этапа экспертизы: формальный и по существу. В любой момент вы можете получить предварительный отказ в регистрации товарного знака, основанный на экспертном анализе, и даже подача ответа на уведомление экспертизы не всегда помогает добиться регистрации. Не верьте тем, кто гарантирует вам получение решения о регистрации сразу и без проблем. Кстати, оплаченные суммы услуг патентных поверенных и возмещение пошлин и в случае получения отказа в регистрации товарного знака являются невозвратными.
Вопрос 3: «Товарный знак охраняется сразу во всем мире?»
Ответ: Охрана товарного знака – вещь территориальная. Знак, зарегистрированный в РФ, может служить средством индивидуализации товаров и услуг только на территории нашей страны. Для других стран необходимо подавать заявки через Мадридскую систему или национальные ведомства.
Вопрос 4: «Если у меня есть свидетельство, никто не лишит меня товарного знака?»
Ответ: Оспорить регистрацию товарного знака можно через подачу возражения в Роспатент. Например, в том случае, если у заинтересованного лица есть более ранние права на схожее обозначение. Существуют и другие способы лишить правообладателя зарегистрированного товарного знака.
Вопрос 5: «Я могу зарегистрировать любое слово?»
Ответ: Нельзя зарегистрировать слова, являющиеся общепринятыми в отношении выбранных товаров и вводящие в заблуждение слова – например, «молоко» для молочных продуктов или «мясо» для продуктов овощных. Также нельзя зарегистрировать географические названия и хвалебные определения. Так, название «Лучший московский хлеб» не получится зарегистрировать в качестве товарного знака ни для омского производителя хлебобулочных изделий, ни для краснодарского вина.
Вопрос 6: «Если такого слова нет в Реестре, значит, можно?»
Ответ: Эксперты проверяют не только тождество, но и сходство. Особо обращают внимание на фонетику – если слова можно перепутать по звучанию, вы получите отказ. Общее зрительное сходство логотипа, похожий с точки зрения потребителя шрифт – тоже высокий риск отказа.
Вопрос 7: «Товарный знак – это само слово? А логотип – это другое?»
Ответ: Товарный знак может быть словесным (только слово), комбинированным (слова и картинка, любые изобразительные элементы, оригинальный шрифт и цвет) или только изобразительным (без слов). Регистрировать в качестве товарного знака необходимо именно то, чем вы будете в дальнейшем пользоваться.
Вопрос 8: «Я использую это слово давно, значит, я имею больше прав на него?»
Ответ: Доказать, что обозначение используется вами долгое время и приобрело известность у потребителя – достаточно сложно. В этом случае ваши конкуренты вполне могут зарегистрировать обозначение в качестве товарного знака на свое имя.
Вопрос 9: «Значит, я могу забрать чужое название, если оно не зарегистрировано?»
Ответ: Если чужое обозначение приобрело известность на рынке, Роспатент откажет вам в регистрации, чтобы не вводить потребителей в заблуждение. То же самое будет в том случае, если слово является чужим фирменным наименованием.
Вопрос 10: «А если я добавлю к слову «+», «1», «i» или «фирма», мой знак зарегистрируют»?
Ответ: Незначительные изменения не помогут регистрации. Не помогут и добавления неохраноспособных элементов. Ведь потребитель может решить, что товары, продаваемые под товарным знаком «Ромашка» и «Ромашка+» выпущены одним и тем же производителем. А значит, знак перестанет быть инструментом индивидуализации.
Бонус: утверждение «А я этого не знал» в случае получения вами претензии не имеет веса для суда. Незнание не освобождает от выплаты компенсации, и об этом вам тоже сообщит патентный поверенный.
Читайте еще:
Самозанятые подали более 21 000 заявок на товарные знаки Товарный знак как инструмент идеологии: о чем новый законопроект? Народное прозвище пошло в ход: «ВкусВилл» зарегистрировал товарный знак «КусьВилл» Товарный знак «Старый Мельник» стал общеизвестным: Суд против Роспатента Товарный знак без регистрации: свобода выбора или игра с огнём?
Регистрация товарных знаков
просто свяжитесь с нами
+7 (861) 278-51-26, kr@ipprolaw.com

Есть вопросы? Задайте их нам!
Звоните по нашему номеру +7 (861) 278-51-26 или заполните форму ниже и мы вам перезвоним!