Как выяснить, что права на ваш товарный знак нарушают
Бывает так: владелец бизнеса внезапно начинает подмечать неладное. Упала прибыть, клиентов стало меньше, товар перестал пользоваться спросом… а еще слухи пошли – что где-то там вот то же самое продается в два раза дешевле. То же самое? – удивляется бизнесмен. Ну, или похожее; выглядит так же – объясняют ему. Так или примерно так начинаются истории о нарушении прав на товарный знак. В борьбе за целевую аудиторию конкуренты иногда готовы действовать противозаконными методами. Но как выявить подобные нарушения?
К сожалению, не существует никаких органов, которые занимаются отслеживанием правомерности использования товарных знаков. В этом случае «выследить» нарушителя – забота правообладателя товарного знака. А уж когда выследили, тогда можно требовать с нарушителя компенсацию законными способами, с помощью досудебных претензий или через суд – беззаконие можно прекратить, обязав уничтожить контрафакт и выплатить в соответствии со статьей 1515 Гражданского кодекса РФ до 5 000 000 и даже более рублей.
Первое, что рекомендуется делать правообладателю товарного знака – и, желательно, делать на постоянной основе – это мониторить появление на рынке сходных обозначений для однородных вашим товаров или услуг. Это можно реализовать через поисковые системы Интернета. Поиск можно осуществлять по словам или картинкам, используя словесный элемент вашего товарного знака или вашу этикетку. Неплохой улов дает поиск на маркетплейсах и в социальных сетях. Кстати, эксперты Роспатента, проводя экспертизу поданного на регистрацию обозначения, тоже пользуются Интернет-ресурсами, выискивая через поисковик использующих тождественное или сходное обозначение.
Как оценить сходство вашего товарного знака и обозначения, используемого кем-то другим? Если вам кажется, что покупатель или потребитель может перепутать названия или картинки, это и есть первый и главный критерий сходства. Отличия в одну или две буквы могут быть несущественными. Названия звучат похоже? Общее впечатление при взгляде на картинку отмечает похожесть? Цветовая гамма, расположение элементов, смысл, графика – возможно, кто-то совершенно сознательно пытается копировать ваш товарный знак, чтобы оттянуть внимание целевой аудитории.
Мониторинг можно поручить провести вашему патентному поверенному – по базам Роспатента. В этом случае вы сможете выявить чужую недавно поданную заявку на товарный знак и вовремя подать возражение против предоставления правовой охраны заявленному обозначению. Роспатент рассмотрит ваше возражение, и, если ваши доводы покажутся экспертам убедительными, в регистрации товарного знака вашему конкуренту откажут.
Если вы нашли доказательства использования тождественного или сходного с вашим товарным знаком обозначения, прежде всего вы должны зафиксировать нарушение. Например, купить контрафактный товар, записав процесс покупки на видео и сохранив чек, сфотографировать чужую вывеску или сделать скриншоты сайта. Эти доказательства потребуются при составлении досудебной претензии и при отстаивании вашей правоты в суде. При этом направление досудебной претензии является обязательным шагом – особенно если вы рассчитываете на получение денежной компенсации.
Зафиксировав нарушение, обратитесь к патентному поверенному, который будет представлять ваши интересы. Специалист поможет составить правильную досудебную претензию, а затем, если это будет необходимо, исковое заявление в суд. К сожалению, рассмотрение таких дел – процесс отнюдь не быстрый, да и размер компенсации, которую вы хотите получить, может быть снижен по решению суда. Однако спускать подобные нарушения точно не стоит – во-первых, именно для подобных случаев вы регистрируете свой товарный знак, а во-вторых – другие нарушители могут воспользоваться вашей ситуацией как примером того, что за нарушение права на товарный знак никому ничего не грозит.
Читайте еще:
За неделю до повышения пошлин выросло количество заявок на товарные знаки На рекорд: против Сбера подан иск о нарушении права на товарный знак Тук-тук, это «TikTok»: Китайская социальная сеть судится из-за товарного знака Информация не указана: кому принадлежит товарный знак? Звезды и их товарные знаки: дорого-богатоРегистрация товарных знаков
просто свяжитесь с нами
+7 (861) 278-51-26, kr@ipprolaw.com
Есть вопросы? Задайте их нам!
Звоните по нашему номеру +7 (861) 278-51-26 или заполните форму ниже и мы вам перезвоним!