Может ли мем стать товарным знаком
Вы обмениваетесь шутками в Интернете? Присылаете друг другу смешные картинки, ироничные фразочки? Наверняка вам нравятся фотки популярных котов с запоминающимися подписями, и вы даже вне Интернет-пространства используете цитаты вроде: «Мы все уронили», «Рыбов красивое» и «Как тебе такое, Илон Маск?». Все эти знакомые каждому пользователю сетевые шутки называются «мемы». Знание и использование популярных интернет-мемов для многих является свидетельством наличия чувства юмора и продвинутости.
Что вообще такое мем? Это единица информации, да не просто какой-нибудь, а культурно значимой. Это фраза, символ или образ, имеющие тенденцию к моментальному и широчайшему распространению. Интернет-мем, соответственно – любой медиаобъект, мгновенно и всеохватно распространяемый по сети. Вирусная картинка, шутка, фраза, отсылка – мемом может стать что угодно. Стремительное развитие мем-маркетинга прямо подтверждает, что одна картинка может принести бизнесу миллионы. И, конечно же, каждый правообладатель товарного знака мечтает именно о такой популярности для своего бренда.
А вот может ли мем стать товарным знаком? Давайте посмотрим на некоторые примеры и сделаем собственные выводы.
Вот товарный знак №858104 «Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы там все уронили!» принадлежит автору известнейшего мема Бородулиной Дарье. Подать заявку на регистрацию товарного знака она решила после того, как заметила, что многие компании используют ее придумку в своих целях, не обращаясь за разрешением. И товарный знак зарегистрировали.
В качестве товарного знака зарегистрирован Ждун – причем и само имя, свидетельство №690877, и бесформенная ждущая туша в качестве промышленного образца. После получения свидетельства и патента правообладатель собрал густую жатву с полей нарушителей права на товарный знак, получив крупные компенсации.
Хмурая мордочка кошки Тардар - мем Grumpy Cat - является международным товарным знаком №WO1280376A. Есть товарный знак «ПЕЧАЛЬКА» №587983, он принадлежит ООО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», а ведь это слово тоже было когда-то популярным интернет-мемом.
Значит, может? Может, но не всякий. Вот свеженькое, с пылу-с жару Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 17 июля 2023 г. N С01-725/2023 по делу N СИП-1109/2022. В нем русским по белому сказано, что обозначению «Как тебе такое, Илон» не место среди товарных знаков. Роспатент отказал в регистрации товарного знака по заявке №2022707508, сказав, что обозначение не обладает различительной способностью и не может служить средством индивидуализации товаров и услуг одного лица. СИП поддержал позицию Роспатента.
При этом ранее Роспатент отказал в регистрации в качестве товарного знака обозначению «ROSSIANO», воспроизводящему известный интернет-мем про кофе американо по-русски. Мотивация Роспатента – противоречие обозначения общественным интересам. А вот Суд по интеллектуальным правам ничего плохого в товарном знаке «ROSSIANO» не усмотрел и регистрацию дал. Чтобы получить свидетельство № 923064, ООО «РОССИАНО» потребовалось более шести лет.
Читайте еще:
На любом языке: Госдума отклонила запрет на латиницу в рекламе Любовь к родному языку: мнение потребителей о «русификации» товарных знаков «Правда всем», и пусть никто не уйдет: товарные знаки и неоднозначные шрифты «Я – русский»: что не так с заявкой Shaman'а на товарный знак Любовь к животным (домашним и не только) в товарных знакахРегистрация товарных знаков
просто свяжитесь с нами
+7 (861) 278-51-26, kr@ipprolaw.com
Есть вопросы? Задайте их нам!
Звоните по нашему номеру +7 (861) 278-51-26 или заполните форму ниже и мы вам перезвоним!