Когда товарный знак уходит в народ
О широкой известности своего товарного знака мечтает каждый правообладатель. Но иногда такая известность приводит к тому, что зарегистрированный товарный знак начинает жить своей жизнью и становится нарицательным – просто словом, которое употребляют все, даже не задумываясь о том, кто его владелец.
Товарные знаки, ставшие именами нарицательными, или, согласно законодательства РФ, «вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида» становятся синонимами всей своей товарной категории. Такое может случиться с брендом, принадлежащим монополисту или лидеру по выпуску товаров в данной категории, или компании, выпускающей товар, которого ранее никогда не было на рынке.
Специалисты объясняют, по какой причине товарный знак может стать именем нарицательным:
1) Это может случиться, если это абсолютно новый товар, которого раньше не существовало
2) Если после появления товара на рынке никто не смог выпустить по-настоящему достойного конкурента
3) Если в языке нет удобного слова для обозначения товара.
На первый взгляд, конечно же, преобразование товарного знака в имя нарицательное – это плюс для производителя. Ведь вся категория товаров отныне связана для потребителя с одним названием. Однако в дальнейшем такая известность грозит правообладателю серьезным риском утратить правовую защиту: название смогут использовать в своих целях другие компании, причем совершенно безвозмездно.
Конечно, всем нам известны такие примеры товарных знаков, ставших нарицательными, как «памперс», «ксерокс», «джакузи» и «джип». Однако мало кто знает, что огромное количество привычных нам всем слов тоже когда-то были зарегистрированы в качестве товарных знаков и служили средством индивидуализации товаров конкретного производителя.
Итак, наш первый и, пожалуй, один из самых ярких примеров товарного знака, вошедшего во всеобщее употребление – это товарный знак «Unitas». Сейчас мы любое туалетное устройство с клапанным смывом называем унитазом, а в начале 20 века это был зарегистрированный товарный знак одноименной испанской компании «Unitas» («Единство»).
Вы удивитесь, но название «вазелин» - это не продукт с определенной химической формулой, а товарный знак известной всем нам косметической компании Unilever. А слово «лейкопластырь» принадлежит фирме BSN medical GmbH.
Несколько товарных знаков, ставших нарицательными именами – тефлон, нейлон, фреон – пришли к нам благодаря компании DuPont, открытой в 1802 году как предприятие по производству пороха. Сейчас DuPont является одной из крупнейших в мире химических компаний.
А как вам привычные всем нам название технических устройств: магнитофон, граммафон, патефон, диктофон? Все это товарные знаки, к тому же, принадлежащие разным правообладателям.
Дальше – больше. Знаете ли вы, что «эскимо» тоже является товарным знаком? Этот десерт – мороженое, облитое шоколадом - был изобретен в 1920 году компанией Gervais, известной сейчас как Danon, и назывался «эскимосский пирожок». Сейчас товарным знаком «Eskimo Pie» владеет концерн Nestlé, а мы привыкли называть эскимо любое мороженое на палочке.
Или вот что: изначально киви – это вовсе не название пушистого зеленого фрукта, а товарный знак, под которым продавалась китайская актинидия, выращенная в Новой Зеландии. А фломастер, которым можно нарисовать и киви, и эскимо, и даже унитазы – это товарный знак «Flo-Master», принадлежащий американской фирме Cushman andm Denison Mfg. Co. с 1945 года.
Ну и еще кое-что интересное напоследок. «Героин» или «Heroin» - это всего-навсего средство от кашля, а также товарный знак концерна Bayer, известнейшего производителя лекарственных средств. Ушло в народ, обзаведясь ужасным «послужным списком».
А вам бы хотелось такой судьбы для вашего товарного знака?
P.S. Кстати, в Польше уже сейчас любые кроссовки называют «адидасами», а в России прижилось название «кеды» - товарный знак американской фирмы «Keds», основанной в 1916 году.
Читайте еще:
За неделю до повышения пошлин выросло количество заявок на товарные знаки На рекорд: против Сбера подан иск о нарушении права на товарный знак Тук-тук, это «TikTok»: Китайская социальная сеть судится из-за товарного знака Информация не указана: кому принадлежит товарный знак? Звезды и их товарные знаки: дорого-богатоРегистрация товарных знаков
просто свяжитесь с нами
+7 (861) 278-51-26, kr@ipprolaw.com
Есть вопросы? Задайте их нам!
Звоните по нашему номеру +7 (861) 278-51-26 или заполните форму ниже и мы вам перезвоним!