Скандальные товарные знаки: когда знак может оскорбить
В соответствии с п. 3 ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали, а сами такие обозначения наречены «скандальными» знаками.
Следует копнуть поглубже – что же это за обозначения (слова или картинки), которые противоречат общественным интересам? Вот хороший пример. Если долго идти вдоль забора, то поневоле начинаешь читать надписи на нем. И за некоторые словечки или целые сентенции >может даже появиться отнюдь не гуманное желание поймать художника и подержать за ухо, вопрошая: зачем, мол, ты, мерзавец, написал, да еще и нарисовал это здесь? Так вот, если это чувство может появиться у вас не напротив старого покосившегося забора или стены заброшенного строения, а вовсе даже около магазинных полок, вывесок, витрин, любых мест, где вы видите чей-то товарный знак – стало быть, это он, скандальный, и есть.
По-хорошему, в нашей стране зарегистрировать оскорбительный товарный знак нельзя. При анализе поданного на регистрацию обозначения обязательно учитываются факторы восприятия их всеми категориями потребителей, и эксперты к таким обозначениям максимально строги. Оценка заявляемых обозначений с этой точки зрения во многом связана как с общепринятыми мировыми стандартами морали, так и национальными традициями, и культурой.
Бывает все просто и понятно с первого взгляда – например, заявлено комбинированное обозначение, в котором словесный элемент является ругательством. Или же изобразительный выглядит непристойно. Или есть отсылка к наркотикам. Или же знак оскорбляет чувства религиозных людей. Отказ в регистрации подобных знаков прост, понятен и социально поддерживаем, и переспорить экспертизу в этом случае невозможно. Однако подобные заявки продолжают подаваться в Роспатент, а сама идея зарегистрировать ругательство в той или иной форме многим кажется забавной и претендующей на всероссийскую популярность.
Примером таких обозначений могут служить и описанные нами «ЁБИДОЁБИ», «Опа попа» и «УБЛЯ», и обозначения «STABLE CAFÉ ОЖУЕТЬ» и «Hair F.cker». Более мягкие примеры отвергнутых заявок, поданных в Роспатент – «Ешкин кот» и «Ядрена Матрена», выражения, которые для многих являются эвфемизмами более крепких фраз. Однако бывают крайне спорные ситуации.
Правовая охрана «скандальному» обозначению может быть предоставлена только в том случае, если заявитель представит убедительное подтверждение того, что значительная часть общества не воспринимает заявляемое обозначение как противоречащее принципам гуманности и морали. Однако доказать такое обыкновенно крайне нелегко.
Например, коллегия Палаты по патентным спорам пришла к выводу, что заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение «Халява» является жаргонным словом. Доводы заявителя о полисемичности и шутливом оттенке во внимание приняты не были. Отказано было и в регистрации товарного знака для алкогольных напитков «В КРУГУ СЕМЬИ» - эксперты посчитали, что намек на семью, состоящую сплошь из алкоголиков, неуместен. Совсем недавно отказ получило обозначение «Молитва женщины», поданное на регистрацию для вина. Мотив экспертизы – оскорбление чувств верующих.
Заявитель спорить с экспертами отказался. Иногда эксперты все же или закрывают глаза на явную аморальность, или просто не способны ее углядеть – так получил свидетельство товарный знак №571526 солиста группы Ленинград Сергея Шнурова, на котором изображена корона неоднозначной формы, или товарный знак № 666613 «ЖИРОБАСЫ И ДРЫЩИ» - крайне обидный, зарегистрированный для кондитерских изделий. Но это, скорее, исключение, свидетельствующее о том, что эксперты тоже люди, и люди очень разные, а человеческий фактор в процессе регистрации товарного знака – штука во многом решающая.
Читайте еще:
Банк «Точка» не может зарегистрировать название как товарный знак Рейтинг патентной активности: итоги полугодия от Роспатента Hyundai подал в Роспатент 17 новых заявок на товарные знаки Может ли товарный знак стать именем? Возвращаем российский рынок: Christian Dior регистрирует новые товарные знаки в РФРегистрация товарных знаков
просто свяжитесь с нами
+7 (861) 278-51-26, kr@ipprolaw.com
Есть вопросы? Задайте их нам!
Звоните по нашему номеру +7 (861) 278-51-26 или заполните форму ниже и мы вам перезвоним!